|
|
стратегия и пилотные проекты |
|
проекты... |
|
|
|
|
Стратегия развития сектора творческих индустрий Санкт-Петербурга и пилотные
проекты разработаны и представлены партнерами в мае 2002 года на первом
Международном Форуме творческих индустрий. Стратегия разрабатывалась с
привлечением широкого круга участников - представителей государственных,
некоммерческих организаций и предприятий частного сектора. Первое обсуждение
основных проблем и направлений поддержки сектора творческих индустрий
состоялось в рамках стартовой конференции по проекту 6 июня 2001 года, в
работе которой приняло участие более 100 организаций. В течение последующих
3 месяцев проводились исследования и консультации с представителями сектора
творческих индустрий. При этом использовались методические подходы
Манчестерского Института Популярной Культуры.
|
|
|
|
|
|
cтратегия и пилотные проекты ... |
|
|
|
|
|
стратегическое видение |
|
проекты |
|
|
|
- Необходимо, чтобы в концепции дальнейшего развития Санкт-Петербурга,
изложенной в стратегических документах, делался акцент на том, каким образом
реальный культурный потенциал города может быть использован для решения его
приоритетных экономических и социальных задач.
- Вопросы культурного
наследия, культурного туризма, творческих индустрий и возрождения города
должны быть сведены в единую политику с четко прописанными приоритетными
направлениями
- Должно быть признано важным для развития экономики
Санкт-Петербурга то обновление, какое сулит городу поддержка современных
тенденций в культуре.
|
|
|
|
|
|
|
|
политика развития |
|
проекты |
|
|
|
- Необходимо, чтобы юридический, финансовый и налоговый статус
организаций культуры был пересмотрен, возможно в контексте пересмотра
условий для развития малого бизнеса.
- В частности, особое внимание следует
уделить негибкой и стесняющей деятельность юридической базе, где проводится
жесткое разграничение между малым бизнесом и некоммерческими организациями.
Юридические ограничения в этих областях сдерживают развитие
предпринимательства, в особенности в сфере культуры, где деятельность в
основном ведется за счет государственного и грантового финансирования. Опыт
других европейских стран показывает, что существуют эффективные способы
сочетания государственных и частных инвестиций. Существуют ли возможности
ослабить какие-то ограничения на местном уровне?
- Существующие проекты
по поддержке малого и среднего предпринимательства могут быть приспособлены
для сектора культуры в таких областях, как обучение, консультирование и
финансовая поддержка, но нуждаются в переработке с учетом конкретных нужд
сектора творческих индустрий. В процессе переработки должны участвовать
представители как уже существующих, так и находящихся в стадии становления
организаций культуры.
- Необходимо пересмотреть роль специализированных и
высших учебных заведений в развитии творческих индустрий, а также их
потенциал для взаимодействия со специалистами-производителями "культурной
продукции". Взаимодействие возможно как на уровне первоначального воплощения
замысла (для дизайнеров, художников, и т. п.), так и на уровне технических
навыков для производства продукции.
- Инициативы и политика, направленные
на развитие компьютерных технологий, должны учитывать потенциал растущего в
Санкт-Петербурге медийного суб-сектора.
- Санкт-Петербургу необходимо
создавать свой международный "бренд" или имидж, который дополнял бы уже
существующий образ города как центра классической культуры. Творческие
индустрии призваны сыграть ключевую роль в создании этого нового образа
города, который в свою очередь, будет способствовать их дальнейшему развитию
|
|
|
|
|
|
|
|
структурное развитие сектора |
|
проекты |
|
|
|
- Необходимо содействовать развитию неформальных профессиональных
сетей, которые позволят повысить самосознание сектора и эффективность
общения как внутри данного сектора, так и между различными секторами.
- Следует проводить форумы на высоком уровне, на которых ведущие представители
сектора могли бы сформулировать его потребности и проблемы.
- Необходимо
способствовать развитию формальных объединений, таких как бизнес-ассоциации
и торговые союзы, ориентированных на защиту интересов конкретных
субсекторов.
- Следует развивать информационный обмен внутри сектора для
улучшения доступа к сведениям по грантовым программам, мероприятиям,
инициативам, политическим и профессиональным вопросам.
- Следует развивать
совместные маркетинговые инициативы как на уровне сектора в целом, так и для
отдельных субсекторов, чтобы создать у туристов, клиентов и инвесторов
лучшее представление о культурной продукции, предлагаемой творческими
индустриями Санкт-Петербурга.
- Следует проводить совместную рекламную и
маркетинговую работу по всей России, представляя опыт творческих индустрий
Санкт-Петербурга на различных выставках, ярмарках и фестивалях.
- Следует включать малые предприятия творческого сектора в инициативы по
развитию международных связей с тем, чтобы успех крупных учреждений -
флагманов культуры - способствовал рекламе достижений малых предприятий в
области дизайна, музыки, моды, современного искусства и т. д.· Все эти
маркетинговые и рекламные мероприятия выиграют от создания нового образа
Санкт-Петербурга как города с кипучей, открытой современным веяниям
культурной жизнью.
|
|
|
|
|
|
|
|
увеличение потенциала внутри сектора |
|
проекты |
|
|
|
- Все представители данного сектора (бюджетные, коммерческие,
некоммерческие организации, частные предприниматели) признают недостаточную
компетентность в области основных навыков ведения бизнеса, таких как
менеджмент и планирование бизнеса; маркетинг и сбор профессиональной
информации; навыки в работе с компьютером. Развитие этих базовых
бизнес-навыков в форме, полезной для конкретного субсектора, должно входить
в обучающие программы по развитию малого и среднего предпринимательства.
Причем разработка и адаптация этих программ должна осуществляться с участием
авторитетных представителей творческих индустрий конкретного сектора.
- Программы по развитию указанных выше навыков должны дополняться развитием
системы услуг, оказываемых профессионалами, которые учитывают специфику
конкретного субсектора и тоже владеют навыками, ключевыми для его успешного
функционирования. К услугам относятся консультации по бухгалтерии и
финансам, по юридическим вопросам (в особенности по заключению договоров и
авторскому праву), по менеджменту - применительно к конкретному субсектору,
а также агентские услуги и пр.
- Передача международного опыта может
осуществляться на различных семинарах и в мастер-классах, а также в рамках
международных обменов и стажировок.
- Существует явная потребность в
оказании специфических информационных услуг и в создании
справочника-каталога профессиональных организаций в области творческих
индустрий.
- В рамках информационных и обучающих программ для
представителей данного сектора необходимо предоставить доступ к
профессиональным изданиям в области архитектуры, музыки, дизайна и т. д., а
также к таким коммерческим изданиям, как Варьете, Мьюзик Вик, приложения к
Файненшнл Таймс по вопросам малого предпринимательства.
- Агентство,
ориентированное на развитие творческих индустрий, аналогичное Агентству по
развитию творческих индустрий в Манчестере, должно быть создано в
Санкт-Петербурге для реализации данных рекомендаций.
|
|
|
|
|
|
|
|
продолжение исследования |
|
проекты |
|
|
|
- В секторе творческих индустрий Санкт-Петербурга необходимо проводить
дальнейшие исследования, способствующие выработке политики по поддержке и
развитию данного сектора. Эти сведения необходимы также для продвижения
местной культурной продукции и современного бренда Санкт-Петербурга.
- Следует добиться более точной статистической информации, хотя это очевидным
образом долгосрочная задача. Обзор и более пристальное изучение существующих
источников информации представляется полезным.
- Следует отметить, что к 2008
году ООН готовит обзор существующих кодексов занятости населения.
Министерство культуры, печати и спорта Великобритании обратилось к
представителям творческих индустрий с просьбой представить необходимые
данные. Возможна ли аналогичная акция в России?
- В связи с
отсутствием официальной информации имеет смысл провести количественное
исследование по оценке экономических показателей, характеризующих
современное состояние и динамику развития сектора культуры в Санкт-
Петербурге, чтобы город знал, чем он располагает. В настоящее время
разработаны эффективные методики таких исследований.
- Такого рода
количественные данные должен дополнить качественный анализ отдельных
субсекторов - включая информацию об их положении на рынках, анализ их
финансовых потребностей и нужд профессионального развития. В целом, общая
картина "культурного достояния" Санкт-Петербурга должна выходить за рамки
официального перечня учреждений культуры и включать кафе и популярные места
встреч, альтернативные рынки, альтернативные издания, посреднические
организации, существующие международные связи и т. п.
Подробнее см.
Исследование предпринимательской деятельности в творческом секторе Санкт-Петербурга Предварительные выводы и стратегические направления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|